ОТРАСЛИ


 
ГОЛОСОВАНИЕ

Будет ли снижена ставка страховых взносов?

Да, в  ближайшее время
Да, через год-два
Ставка будет снижена только для некоторых видов бизнеса
Нет

«Фармакор» продолжает активную экспансию в регионы через открытие собственных аптек и покупку региональных сетей

12-09-2008

«У нас нет цели продать компанию»Интервью с Валерием Сивашинским, директором по развитию фармацевтической компании «Фармакор»

«Фармакор» продолжает активную экспансию в регионы через открытие собственных аптек и покупку региональных сетей. В течение ближайших четырех-пяти лет компания намерена развить свою сеть до 1500 точек. Параллельно другой бизнес основного владельца группы, Александра Афанасьева, – ресторанная группа «Тритон» – также может стать в ближайшее время федеральным, выйдя на рынок Москвы. В интервью корреспонденту РБК daily Маргарите Рахновой директор по развитию фармацевтической компании «Фармакор» Валерий Сивашинский рассказал о стратегических планах «Фармакора» и ресторанной группы «Тритон», а также об общих проблемах отраслей.

– Каковы ваши ближайшие планы по развитию аптечной сети? Как продвигается региональная экспансия?
– У нас в планах открывать 200–250 аптек в год и в течение четырех-пяти лет увеличить сеть до 1500 точек. На сегодняшний день мы вышли практически во все интересующие нас регионы. Недавно открылись в Оренбурге, Архангельске, городах Московской области, Ульяновске, Новосибирске и Кемерове. Хотя бы по одной аптеке, но открыли. Дальше будем расширять региональное присутствие. Наша цель – контролировать 10–15% рынка в тех регионах, где мы останемся.

– Есть ли какие-то факторы, тормозящие расширение?
– Первый фактор – это стоимость недвижимости, второй – реальная конкурентная среда и третий – демографическая ситуация в конкретном регионе. Серьезная проблема – это квалифицированные кадры. Профильных специалистов готовит весьма ограниченное число учебных заведений.

– Учитывая эти причины, какие регионы вы для себя отсеяли?
– Тюмень, где средняя арендная ставка составляет около 200 долл. за метр в год. Челябинск, в котором хорошо развитые местные сети контролируют рынок и очень силен протекционизм со стороны местных властей. Мы не рассматриваем для себя работу в Костромской, Ивановской, Тверской областях и пр. Это регионы с достаточно низким уровнем жизни, но из-за близости к Москве цена недвижимости здесь близка к арендным ставкам в центре Санкт-Петербурга. 150 долл. за метр – это нормальная ставка, например, для центра Ярославля. Кроме того, количество торговых помещений в этих городах ограничено. В итоге основное предложение по недвижимости – это бывшие жилые квартиры, переведенные в нежилой фонд.

– Какова инвестпрограмма расширения?
– В 2008–2009 годах плановый объем инвестиций составит 20 млн долл. ежегодно. Стоимость открытия одной аптеки составляет около 100 тыс. долл.

– Вы покупаете уже готовые сети?
– «36,6» со своим стремлением к динамичному развитию загнала стоимость сетей под потолок, покупая очень много объектов по цене «первого предложения». Это уже привело к колоссальным убыткам данной компании. Ряд их приобретенных проектов имеет срок окупаемости 30–35 лет, при том что нормальные сроки окупаемости для аптеки – это около трех-пяти лет. В итоге у региональных игроков появились завышенные ожидания. Компании с операционной прибылью в 100 тыс. долл. в год и четырьмя арендованными помещениями хотят за свой бизнес до 3 млн долл. Естественно, мы покупаем сети параллельно с плановым развитием, но только тогда, когда есть возможность нормального сотрудничества. Если открытие аптеки стоит 100 тыс. долл., то и ее покупка на арендованном помещении должна стоить столько же.

– Что вы приобрели в последнее время?
– Мы купили сеть из восьми аптек в Карелии, покупаем сеть в Белгороде, ведем переговоры о покупке сетей в Орле, Курске и Воронеже. Мы предпочитаем работать с людьми, у которых есть помещения в собственности. Например, есть человек, у которого в собственности шесть-семь аптек. Прошло три-четыре года, ему надоело заниматься данным бизнесом, плюс рентабельность проекта держится на уровне 2–3% от оборота. Мы арендуем его помещения, заключив долгосрочные договора, но бизнес ведем сами. В итоге человек оставляет за собой помещения и получает арендатора на длительный срок. Мне кажется, что это максимально выгодная схема работы.

– Если аптека нерентабельна, вы ее закрываете?
– Да.

– И какой процент точек оказывается нерентабелен?
– Процентов пять. Как правило, будущее конкретной точки можно предсказать после одного года работы.

– Какие-то новые форматы планируете осваивать?
– Мы позиционируем себя как сеть аптек закрытой формы торговли, где основной акцент делается на лекарственный ассортимент. При этом в Петербурге у нас есть и аптечные киоски при поликлиниках, и аптечные супермаркеты. В каждом отдельно взятом месте уместен свой формат.

– Кто ваши основные конкуренты в Петербурге?
– Отмечу такие сети, как «Первая помощь», «Озерки», «Родник здоровья», «Радуга», «Невис».

– Какую долю они занимают на рынке?
– Думаю, что перечисленные сети занимают 60–65% рынка. Нашу долю рынка мы оцениваем в 20–22%.

– Планируете ли привлекать стратегических инвесторов, возможно, продать долю в компании?
– На сегодняшний момент у нас нет цели продать компанию, мы не ищем покупателей. Рынок растущий, интересный. Мы на нем успешно развиваемся и зарабатываем деньги. Хотя в принципе от продажи не зарекаемся. На нас периодически выходят с предложениями, которые мы рассматриваем, но достойных пока не поступало.

– Вы оценивали стоимость компании?
– По нашим оценкам, «Фармакор» стоит более 250 млн долл. «Фармакор» включает собственное производство (на данный момент в Петербурге у нас работают две производственные площадки по выпуску лекарственных средств и БАД) и розничное подразделение. Только стоимость недвижимости оценивается в 80 млн долл., 40 млн долл. из которых – это новый офисно-складской комплекс.

– А как вы привлекаете средства?
– Для привлечения средств мы используем кредиты.

– А облигационные займы?
– Кредиты нам обходятся дешевле. У нас хорошая кредитная история, и около 30% всех помещений аптек в Петербурге находится в собственности. Облигационный заем имеет смысл в двух случаях: первый, это когда вам уже нечего заложить, чтобы взять кредит, и вам никто не верит, или когда вы наметились на продажу и зарабатываете себе историю.

– Почему вы решили заниматься ресторанным бизнесом? Какой сейчас оборот у ресторанного направления?
– Диверсификация. Мы рассматривали разные отрасли. В результате решили создать что-то свое. Проект с самого первого этапа строился как конкурентоспособный и прибыльный бизнес, а не как сеть ресторанов для владельца. В 2008 году оборот ресторанного холдинга «Тритон» составит около 37 млн долл.

– Вы рассматриваете для себя какие-либо сетевые проекты?
– Ресторанная группа «Тритон» – это и есть сетевой проект с соответствующими признаками. Управление сетью осуществляется централизовано. Все заведения группы «Тритон» – рестораны высокого класса, в которых действуют единые стандарты высокого качества обслуживания.
Признаком сетевого проекта также является наличие единой базы лояльных клиентов, которые выбирают заведения группы.

– Какова логика открытия новых ресторанов?
– Мы поставили во главу угла кухню и открываем ресторан под нее. Это может быть не обязательно национальная специфика. Например, первыми проектами холдинга стали ресторан с рыбной кухней «Тритон» и стейк-хаус «Монтана». В августе начал работать наш новый проект – ресторан тайской кухни «Руан Тай». Сейчас мы открываем китайский ресторан, потом откроем более специализированный узбекский (т.к. наш «Дастархан» можно назвать скорее среднеазиатским), есть и другие планы. Мы будем также расширять клубный ресторан Royal Beach, точнее повышать его класс, реконструируем прилегающую к нему набережную. Объем инвестиций в этот проект составит около 10 млн долл., это будет один из лучших ресторанов города.

– Есть ли у вас планы по выходу в другие города с ресторанными проектами?
– Мы планируем открыть ресторан в Москве, в данный момент ведется активный поиск помещения. В регионы выходить пока не собираемся.

– Почему?
– Ресторанный бизнес, особенно такой, как у нас, необходимо жестко контролировать каждый день, чтобы сохранять качество продукта и работы персонала. Во-вторых, население многих регионов пока не готово к появлению качественных и дорогих ресторанов. На данный момент в регионах, возможно, приживутся пивные рестораны с собственными пивоварнями или небольшие бары с ограниченным количеством обслуживающего персонала. Открытие таких заведений не отвечает общей концепции развития нашего холдинга.

– Недавно был закрыт ваш проект «Миру-beer», как раз отвечающий пивной тематике...
– Добавлю к сказанному выше, что «Тритон» не заинтересован работать в низком ценовом сегменте.

– Каковы основные сложности развития ресторанного бизнеса в целом?
– В городе не хватает электричества, мешают работать ограничения, накладываемые Жилищным кодексом, и пр. Кроме того, есть несколько стадий развития ресторанного бизнеса: первая – это когда люди ходят в ресторан только по праздникам, вторая – когда они начинают ходить в ресторан по выходным или просто вечером, третья – когда там проводят деловые обеды, и четвертая – когда человек питается только вне дома, выпивая с утра кофе в Starbucks, затем обедая и ужиная в ресторанах. В Москве сейчас уже третья стадия, а в Санкт-Петербурге еще вторая. Так мы подошли к главной сложности – медленному поступательному развитию ресторанной культуры у населения.

– Планируете ли вы диверсифицировать бизнес дальше?
– У нас есть разные идеи, но... Основная проблема – это кадры. В любом случае то, что мы будем развивать дальше, будет как-то связано с первым или вторым направлением бизнеса компании.Валерий Сивашинский, директор по развитию фармацевтической компании «Фармакор». Родился в 1964 году в Ленинграде. Окончил Финансово-экономический институт им. Вознесенского. Работал заместителем управляющего Товарно-фондовой биржи Санкт-Петербурга и вице-президентом по маркетингу холдинговой компании «Аякс». В «Фармакоре» с 1996 года.

Фармацевтическая компания «Фармакор» основана в Санкт-Петербурге в 1991 году. Сегодня «Фармакор» – одна из крупнейших фармацевтических компаний в России, включающая розничную сеть и производственный комплекс «Фармакор Продакшн». Сеть насчитывает более 300 собственных розничных точек в 44 городах России. Согласно рейтингу крупнейших аптечных сетей России по итогам 2007 года, опубликованному ЦМИ «Фармэксперт», санкт-петербургская фармацевтическая компания «Фармакор» входит в тройку лидеров по розничному обороту в коммерческом сегменте рынка. Товарооборот компании по итогам 2007 года составил 227,7 млн долл. Принадлежит Александру Афанасьеву, как и ресторанный холдинг «Тритон».

Беседовала Маргарита Рахнова

©  РБК Daily

Упоминаемые компании :
ОАО "Аптечная сеть 36,6"
ЗАО "Фармакор"




ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Дайджест новостей компаний Санкт-Петербурга на сайте "Карта Петербурга - собственность и компании".

Ваш E-Mail:

СТАТИСТИКА

Rambler's Top100





© Карта собственности Санкт-Петербурга. Все права защищены.
Для связи с редактором сайта воспользуйтесь разделом Обратная связь.
Для публикации информации о Вашей компании заполните Анкету компании.
При перепечатке ссылка на www.stockmap.ru (Карта собственности Санкт-Петербурга) обязательна.
Новостная информационная карта Санкт-Петербурга. 2013
Сайт использует файлы cookie . Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.